Top.Mail.Ru
3_10_Технология реализации воспитательного потенциала межпоколенческого взаимодействия в образовательном пространстве вуза . Наука

Технология реализации воспитательного потенциала межпоколенческого взаимодействия в образовательном пространстве вуза

Авторы
  • Москвина Наталья Борисовна

    д-р пед. наук, профессор, профессор департамента социально-гуманитарного образования и образовательной политики Школы педагогики, Дальневосточный федеральный университет. Владивосток. Россия; профессор каф. педагогики и психологии,Дальневосточный юридический институт. МВД Хабаровск. Россия

  • Машовец Светлана Павловна

    д-р пед. наук, профессор, профессор департамента социально-гуманитарного образования и образовательной политики ДВФУ, г. Владиво- сток; профессор каф. менеджмента, экономики спорта и туризма, Дальневосточная государственная академия физической культуры, г. Хабаровск

  • Калугина Наталья Андреевна

    д-р пед. наук, доцент ВАК, профессор департамента педагогики и психологии развития, Дальневосточный федеральный университет. Владивосток. Россия

Аннотация

Аннотация. Предметом исследования выступает внесемейное межпоколенческое взаимодействие между студенческой молодежью и представителями старшего поколения («третьего возраста»). Цель – теоретическое осмысление межпоколенческих отношений и практическая разработка, апробация и рефлексия различных моделей такого взаимодействия для снижения социальной напряженности и преодоления поколенческого разрыва. В основе методологии лежит теоретический анализ научных источников по проблеме поколенческих отношений, а также описание и рефлексия трехлетнего эмпирического опыта. Эмпириче-
ская часть включала организацию совместной деятельности 150 пенсионеров и 40 студентов г. Хабаровска в партнерстве с некоммерческими организациями. Основными методами стали моделирование, наблюдение, опросы и беседы для сбора обратной связи. На основе теоретического анализа выявлены ключевые барьеры межпоколенческого взаимодействия (ценностные, мировоззренческие и цифровой разрывы). Апробированы и описаны две эффективные модели взаимодействия: 1) «взаимообучение» (двунаправленные занятия: студенты преподают старшим искусство, языки, физкультуру, а старшие учат студентов ремеслам); 2) «сотворчество» (совместные форматы: межпоколенческий лагерь, киноклуб, кейс-лаборатория). Эмпирически подтвержден позитивный эффект от взаимодействия, выражающийся в разрушении взаимных стереотипов, формировании уважения и выявлении ценностного согласия между поколениями. Результаты исследования могут быть применены в деятельности высших учебных заведений для реализации модуля «Обучение служением» и развития профессиональных и soft skills студентов. Новизна исследования заключается в комплексном подходе, сочетающем теоретический анализ с практической разработкой и апробацией конкретных моделей внесемейного межпоколенческого взаимодействия в российском контексте. Особую новизну представляет фокус на взаимную пользу для обеих сторон и интеграция этого взаимодействия в образовательный процесс вузов через проектную деятельность. Проведенное исследование доказывает, что целенаправленно организованное внесемейное межпоколенческое взаимодействие является эффективным инструментом преодоления поколенческих разрывов, формирования культуры диалога и взаимного уважения. Оно обладает значительным
педагогическим потенциалом для профессионального и личностного развития студенческой молодежи. Для устойчивости таких практик необходима их институализация через разработку совместных программ вузов и НКО и поиск ресурсной поддержки.
Ключевые слова: демографическое старение, конфликт поколений, межпоколенческий разрыв, межпоколенческое взаимодействие, внесемейное взаимодействие, диалог поколений, культура понимания, разрушение стереотипов.

Документы для скачивания