Структура портового грузооборота как фактор отраслевого и пространственного развития регионов
- Красько Андрей Александрович
кандидат экономических наук, доцент каф. математики и моделирования, Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия
- Мартынов Дмитрий Валерьевич
аспирант, Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия
Статья посвящена разработке и апробации метода оценки влияния структуры портового грузооборота на социально-экономическое развитие регионов России с учетом запросов ключевых стейкхолдеров – региональной власти и общества. Исследование охватывает 23 российских региона, где функционируют 55 морских грузовых портов, и базируется на данных за 2015–2023 гг. Для анализа применяются методы градиентного бустинга и Шепли, что позволяет выявлять нелинейные зависимости и синергетические эффекты, возникающие между типами переваливаемых грузов и показателями занято-
сти, вкладом сопутствующих отраслей в валовый региональный продукт, а также уровнем освоенности территории. Морские порты рассматриваются как важнейшие элементы производственно-логистической системы, оказывающие косвенное влияние на
энергетический сектор, сферу информации и связи, обрабатывающую промышленность, транспортировку и хранение, а также торговлю. Полученные результаты показывают, что структура грузооборота является значимым фактором формирования социально-кономического развития регионов, сопутствующих отраслей и их пространственного развития. В регионах с низкой портовой активностью влияние носит локальный и разрозненный характер. В регионах со средней активностью выявляется четкая зависимость отдельных отраслей от определенного типа грузопотоков. В более крупных портовых регионах формируется интегрированная логистическая система, где различные виды грузов обеспечивают усиление мультипликативного эффекта портовой инфраструктуры. Разработанный метод позволяет выделять типы грузов по их косвенному влиянию, повыше-
нию эффективности регионального планирования и устойчивости социально-экономических систем; может быть использован для стратегического управления развитием территории с учетом специализации портов.
Ключевые слова: морские порты, структура грузооборота, региональное развитие, ВРП, бюджетные доходы, кластерный анализ.