Top.Mail.Ru
4_11_Аксиосфера высшего учебного заведения как культурного института, репрезентирующего ценности современной российской молодежи . Наука

Аксиосфера высшего учебного заведения как культурного института, репрезентирующего ценности современной российской молодежи

Авторы
  • Каменная Елена Олеговна

    доцент, каф. туризма и гостинично-ресторанного бизнеса, Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия

  • Коноплева Нина Алексеевна

    д-р культурологии, профессор, каф. дизайна и технологий, Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия

Аннотация

Трансформационные процессы в социуме обусловливают историческую смену и переоценку ценностей, воспринимаемых как резкий скачок или революция в культуре. Данные культурные изменения можно осмыслить на основе исследования ценностных ориентаций современной молодежи, смены ее смысложизненных установок и преобразований у нее национальных российских ценностей, чему и посвящена данная статья. Проведенное исследование направлено на категориальную дефиницию «молодежь», поскольку именно она является потенциалом развития страны, с одной стороны, и нестабильной возрастной категорией – с
другой. В связи с этим обусловлен авторский интерес в аксиосфере культуры, к одному из ее важнейших институтов – образованию. В процессе деятельности высших учебных заведений реализация воспитательной функции образования способствует трансляции культурно-нравственных ценностей и морально-этических норм, обусловливая их историческую преем-
ственность, формирование у молодежи ценностной картины мира. Первая часть статьи посвящена концептуализации понятия «ценность» и осмыслению его трактовок в рамках ряда научных подходов. Во второй части продемонстрирована сущность аксиосферы культуры, актуализируемая в деятельности образовательных учреждений, в процессе обучения и воспитания. Проведен комплексный анализ понятий «образование» и «воспитание». Обоснована взаимосвязь педагогической деятельности в высшем учебном заведении и формирования ценностных установок молодежи. В эмпирической части исследования проанализировано отношение преподавателей к образовательной деятельности и становлению профессиональной
компетентности студентов на базе Владивостокского государственного университета (далее – ВВГУ). Исследованы ценности, присущие современной молодежи, и выявлена утрата некоторых традиционных российских ценностей. В заключении приводится авторское определение категории «ценности молодежи», делаются выводы и намечаются перспективы для дальнейших исследований.

Ключевые слова: ценности, смыслы, образование, воспитание, молодежь, преподаватель.

Документы для скачивания