Искусственный интеллект в высшем образовании: опыт и ожидания преподавателей регионального университета
- Абросимова Евгения Евгеньевна
канд. социол. наук, доцент каф. международных отношений, доцент каф. общей и юридической психологии, начальник отдела организации научно- исследовательской работы, Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия
- Филипова Александра Геннадьевна
д-р социол. наук, профессор, заведующий научной лабораторией в подразделении «Лаборатория комплексных исследований детства», Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия
- Ярыгина Марина Маратовна
студентка, Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия
Современное высшее образование активно интегрирует инструменты искусственного интеллекта (ИИ), что открывает новые возможности, но и ставит серьезные вопросы перед академическим сообществом. Исследуются практики использования ИИ препо-
давателями ВВГУ, их отношение к технологиям, а также факторы, влияющие на восприятие полезности ИИ. Эмпирическую основу составил опрос преподавателей, охвативший различные дисциплины: гуманитарные, социально-экономические, технические, естественные, искусство и другие. Анализ выявил ключевые сферы применения ИИ. ИИ-инструменты оказались наиболее полезными для технических дисциплин (индекс полезности 13,19), наименее – для гуманитарных (11,93). Исследование подчеркивает необходимость развития цифровых компетенций преподавателей и создания методической поддержки для эффективного внедрения ИИ. Статья вносит вклад в дискуссию о роли ИИ в образовании, предлагая данные для адаптации педагогических стратегий к цифровой трансформации, выработки этических норм, цифровой компетентности и критического мышления.
Ключевые слова: искусственный интеллект, цифровизация образования, образовательный процесс, высшее образование, преподаватели.