Top.Mail.Ru
4_14_Психологическая коррекция кризисного состояния у студентов, связанного с учебно-профессиональной деятельностью . Наука

Психологическая коррекция кризисного состояния у студентов, связанного с учебно-профессиональной деятельностью

Авторы
  • Капустина Татьяна Викторовна

    канд. психол. наук, доцент каф. общепсихологических дисциплин, Тихоокеанский государственный медицинский университет Владивосток. Россия

  • Алешина Анастасия Андреевна

    студент, Тихоокеанский государственный медицинский университет. Владивосток. Россия

  • Черемискина Ирина Игоревна

    Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия

Аннотация

Кризисы, связанные с учебно-профессиональной деятельностью, могут возникать на разных курсах обучения, однако ряд исследователей в этом направлении считают, что наиболее уязвимыми считаются первый, третий и пятый курсы. Целью исследования является определение эффективности краткосрочной программы психологической коррекции
кризисного состояния у студентов в связи с учебно-профессиональной деятельностью. В исследовании применялись: «Опросник смысложизненного кризиса» В.В. Карпинского, тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева в адаптации М.С. Яницкого, А.В. Серого, «Шкала академической мотивации» Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева, Е.Н. Осина, методика «Диагностика особенностей самоорганизации-39» А.Д. Ишакова и «Шкала самооценки», М. Розенберга. Для определения эффективности краткосрочной программы психологической коррекции был выбран метод статистической обработки – Т-критерий Вилкоксона, при уровне значимости менее 0,05, и медианный тест. На первом этапе исследования выявлены студенты, находящиеся в кризисном состоянии в связи с учебно-профессиональной деятельностью (24 человека); они приняли участие в краткосрочной программе психологической коррекции, основанной на принципах, разработанных отечественными психологами. После проведения краткосрочной программы психологической коррекции кризисного состояния у студентов в связи с учебно-профессиональной деятельностью можно увидеть снижение выраженности кризисного состояния, однако остается некоторая неустойчивость ценностного компонента. Согласно полученным результатам, несмотря на некоторые аспекты ценностно-смысловой сферы, которые требуют большего количества времени для изменения, можно говорить об эффективности краткосрочной программы психологической коррекции кризисного состояния. Полученные эмпирические данные обладают научной новизной, поскольку подобранный перечень методик помогает оценить у студентов наличие или отсутствие кризисного состояния в связи с учебно-профессиональной деятельностью, а авторская краткосрочная программа психологической коррекции способна оказать помощь студентам в данном состоянии.
Ключевые слова: студенты, учебно-профессиональная деятельность, кризисы учебно-профессиональной деятельности, компонентная модель кризисных состояний, краткосрочная программа, групповая работа, коррекция кризисных состояний в учебном процессе.

Документы для скачивания