Top.Mail.Ru
4_16_Информационно-коммуникативное сопровождение внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов в процессе обучения физике . Наука

Информационно-коммуникативное сопровождение внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов в процессе обучения физике

Авторы
  • Данилина Екатерина Константиновна

    старший преподаватель каф. межкультурных коммуникаций и переводоведения, Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия

  • Клещева Нелли Александровна

    д-р пед. наук, профессор Департамента общей и экспериментальной физики, Дальневосточный федеральный университет. Владивосток. Россия

  • Зачиняева Елена Федоровна

    канд. пед. наук, доцент Департамента педагогики и психологии развития, Дальневосточный федеральный университет. Владивосток. Россия

Аннотация

Обсуждаются вопросы организации самостоятельной работы студентов при обучении физике. Отмечается, что наблюдаемые в высшем образовании тенденции сокращения общей трудоемкости дисциплины в структуре профессиональной подготовки актуализируют проблему поиска педагогических решений, направленных на поддержку внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов, развитие навыков самоорганизации и самообучения. Предложена модель сопровождения внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения физики, построенная на основных идеях теории саморегулируемого обучения и реализующая технологии формирующего оценивания. Предлагаемая модель описывает траекторию самостоятельной деятельности при изучении каждого раздела физики, предполагающую последовательное выполнение следующих видов учебно-познавательной деятельности: планирование результатов, их выполнение и рефлексию на выполненную деятельность. Отмечается целесообразность использования современных информационно-коммуникативных технологий для поддержки предлагаемой схемы организации самостоятельной деятельности студентов. Обосновывается выбор основного инструментального ресурса – чат-бот сценарного типа. Описана структура бота, спроектированного на платформе Aimylogic и интегрированного в образовательную практику на платформе Телеграм. Представлены механизмы взаимодействия по интерактивному каналу «студент-чат-бот» в процессе самостоятельной деятельности. Обсуждаются результаты педагогического эксперимента, оценивающего эффективность предлагаемой схемы организации самостоятельной деятельности студентов. Представлена
критериальная база, позволяющая оценивать уровень сформированности навыков самоорганизации на каждом контрольном срезе, определены возможные диапазоны их сформированности, предложена формула для расчета интегрального показателя – индекса самоорганизации, проинтерпретированы результаты статистической проверки выдвинутых в исследовании гипотез. Обсуждаются перспективы внедрения предлагаемой схемы поддержки внеаудиторной самостоятельной деятельности в широкую
образовательную практику.
Ключевые слова: физика, внеаудиторная самостоятельная деятельность, самоорганизация и самообучение, персонификация обучения, чат-бот технология

Документы для скачивания