Роль финансового регулятора в обеспечении кибербезопасности в России и Сингапуре: сравнительно-правовой аспект
- Горян Элла Владимировна
канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин; e-mai. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Владивосток. Россия
Объектом исследования являются отношения, возникающие при функционировании национального правового механизма обеспечения кибербезопасности. Определяется роль государственных финансовых регуляторов в обеспечении кибербе-
зопасности финансового и банковского секторов России и Сингапура (на примере Центрального банка Российской Федерации и Валютно-финансового управления Сингапура). Выделяются и сравниваются особенности правового статуса финансо-
вых регуляторов, детерминирующие координационную роль в институциональном механизме обеспечения кибербезопасности. Исследуются ключевые документы, формирующие нормативно-правовые механизмы обеспечения кибербезопасности
России и Сингапура. С целью получения наиболее достоверных научных результатов были использованы общенаучные (системно-структурный, формально-логический и герменевтический) и специальные юридические методы познания
(сравнительно-правовой и формально-юридический). Финансовые регуляторы России и Сингапура являются субъектами, ответственными за информационную безопасность финансовой и банковской систем. С этой целью они уполномочены при-
нимать нормативные акты, которые охватывают такие важные аспекты банковской и финансовой деятельности, как защита объектов информационной инфраструктуры и информации при осуществлении переводов денежных средств, безопасность персональных данных, аутсорсинг услуг и др. Преимуществом российского финансового регулятора является наличие в его структуре специального Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере, взаимодействующего с субъектами из публичного и частного секторов. Интересным для изучения и дальнейшего применения является опыт сингапурского финансового регулятора по сотрудничеству с научными центрами для сбора данных и моделирования киберрисков с дальнейшей разработкой средств оценки киберугроз и использованием инструментов страхования киберрисков, а также по созданию консультативной комиссии международных экспертов в сфере кибербезопасности. Заслуживают внимания и полномочия сингапурского финансового регулятора вмешиваться в процессы аутсорсинга путем издания предписания о возврате процесса из аутсор-синга или смене аутсорсингового контрагента. Подтверждением и логическим продолжением декларируемой законодательством главной роли в обеспечении стабильности финансовой системы должно стать определение Банка России в качестве центра компетенций федерального проекта «Цифровая экономика», поскольку финансовый регулятор имеет для этого все организационно-правовые полномочия и материальные ресурсы (ФинЦЕРТ).
Ключевые слова и словосочетания: финансовый регулятор, финансовая система, ки-
бербезопасность, критическая информационная инфраструктура, Российская Федера-
ция, Сингапур.