Роль финансового регулятора в обеспечении информационной безопасности России и Китая: сравнительно-правовой аспект
- Горян Элла Владимировна
канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры гражданско- правовых дисциплин; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Владивосток. Россия
Объектом исследования являются отношения, возникающие при обеспечении информационной безопасности в финансово-банковском секторе. Характеризуется деятельность государственных финансовых регуляторов Российской Федерации и
Китайской Народной Республики в сфере информационной безопасности. Выделяются и сравниваются особенности правового статуса финансовых регуляторов, определяющие координационную роль в институционально-правовом механизме
обеспечения кибербезопасности. Исследуются ключевые документы, формирующие нормативно-правовые механизмы обеспечения информационной безопасности в банковско-финансовом секторе России и Китая. С целью получения наиболее достоверных научных результатов был использован ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический методы) и специальных юридических методов познания (сравнительно-правовой и формально-юридический методы). В России ответственность за обеспечение стабильности финансово-банковской системы несет Центральный банк Российской Федерации (Банк России), который уполномочен издавать подзаконные нормативные акты, обязательные для исполнения всеми субъектами публичного и частного секторов. В Китае финансовый регулятор
представлен системой «один комитет, один банк и одна комиссия» и включает Комитет по финансовой стабильности и развитию при Государственном совете КНР, Народный банк Китая и Комиссию по регулированию банковского страхования. Комитет принимает ключевые макроэкономические решения, банк разрабатывает и реализует валютно-финансовую политику, а комиссия осуществляет регулирование отношений в рамках политик и принципов, разработанных первыми двумя. Сходство в статусе финансовых регуляторов заключается в наделении их широкими нормотворческими полномочиями, в том числе в сфере информационной безопасности, а также в охвате разработанными ими инструментами ключевых вопросов:
безопасность информационных систем, персональные данные, система управления рисками, аутсорсинг, аудит и мониторинг. Преимуществом российского финансового регулятора является наличие в его структуре специального подразделения, опе-
ративно реагирующего на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере. Но в Китае этот вопрос относится к компетенции Администрации киберпространства Китая, центрального государственного органа, курирующего все вопросы информаци-
онной безопасности государства. Финансовые регуляторы играют важную роль в обеспечении информационной безопасности, что определяется их особым правовым статусом и видно по результатам реализации их полномочий – массиву нормативных актов, охватывающих все аспекты деятельности финансовых институтов.
Ключевые слова и словосочетания: финансовый регулятор, финансовая система, кибербезопасность, критическая информационная инфраструктура, Российская Федерация, Китай.