Роль финансового регулятора в обеспечении информационной безопасности России и Китая: сравнительно-правовой аспект

Авторы
  • Горян Элла Владимировна

    канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры гражданско- правовых дисциплин; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Владивосток. Россия

Аннотация

Объектом исследования являются отношения, возникающие при обеспечении информационной  безопасности  в  финансово-банковском  секторе.  Характеризуется деятельность  государственных  финансовых  регуляторов  Российской  Федерации  и
Китайской Народной Республики в сфере информационной безопасности. Выделяются и сравниваются особенности правового статуса финансовых регуляторов, определяющие  координационную  роль  в  институционально-правовом  механизме
обеспечения  кибербезопасности.  Исследуются  ключевые  документы,  формирующие  нормативно-правовые  механизмы обеспечения информационной  безопасности в банковско-финансовом секторе России и Китая. С целью получения наиболее достоверных научных результатов был использован ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический  методы)  и  специальных  юридических  методов  познания  (сравнительно-правовой и формально-юридический методы). В России ответственность за обеспечение стабильности финансово-банковской системы несет Центральный банк Российской Федерации (Банк России), который уполномочен издавать подзаконные нормативные акты, обязательные для исполнения всеми субъектами публичного и частного секторов. В Китае финансовый регулятор
представлен системой «один комитет, один банк и одна комиссия» и включает Комитет по финансовой  стабильности и развитию при Государственном совете КНР, Народный банк Китая и Комиссию по регулированию банковского страхования. Комитет принимает ключевые макроэкономические решения, банк разрабатывает и реализует валютно-финансовую политику, а комиссия осуществляет регулирование отношений в рамках политик и принципов, разработанных первыми двумя. Сходство в статусе финансовых регуляторов заключается в наделении их широкими нормотворческими полномочиями, в том числе в сфере информационной безопасности,  а  также  в  охвате  разработанными  ими  инструментами  ключевых  вопросов:
безопасность информационных систем, персональные данные, система управления рисками, аутсорсинг, аудит и мониторинг. Преимуществом российского финансового регулятора является наличие в его структуре специального подразделения, опе-
ративно реагирующего на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере. Но в Китае этот вопрос относится к компетенции Администрации киберпространства Китая, центрального государственного органа, курирующего все вопросы информаци-
онной  безопасности  государства.  Финансовые  регуляторы  играют  важную  роль  в обеспечении информационной безопасности, что определяется их особым правовым статусом и видно по результатам реализации их полномочий – массиву нормативных актов, охватывающих все аспекты деятельности финансовых институтов.  
Ключевые слова и  словосочетания:  финансовый регулятор, финансовая  система, кибербезопасность,  критическая  информационная  инфраструктура,  Российская  Федерация, Китай.  

Документы для скачивания