Технологии 3D-печати в производстве персонифицированных швейных изделий
- Гусева Марина Анатольевна
канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры художественного моделирования, конструирования и технологии швейных изделий;Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). Москва. Россия
- Гетманцева Варвара Владимировна
канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры худо- жественного моделирования, конструирования и технологии швейных изделий. Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). Москва. Россия
- Андреева Елена Георгиевна
доктор техн. наук, профессор, профессор кафедры худо- жественного моделирования, конструирования и технологии швейных изделий; Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) Москва. Россия
- Разин Игорь Борисович
канд. техн. наук, доцент, зав. кафедрой информационных технологий; Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). Москва. Россия
- Петросова Ирина Александровна
д-р. техн. наук, профессор кафедры информацион- ных технологий; Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). Москва. Россия
- Гусев Иван Дмитриевич
магистрант кафедры информационных технологий; Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). Москва. Россия
Инновационные 3D-проектирование и печать повсеместно применяются в современ-
ных отраслях народного хозяйства. Аддитивные технологии востребованы и в индустрии моды. Известны дизайнерские коллекции одежды, обуви и аксессуаров, выполненные с помощью 3D-печати. Пока эти изделия относят к категории произведений искусства, а не предметам повседневного гардероба. Недостатками современной напечатанной одежды являются не только футуристичность и единичность моделей, но и неизменяемость пространственной конфигурации из-за неразъемности конст-рукций и недостаточной гибкости фотополимеров. Перечисленные недостатки значительно ограничивают модификацию 3D-изделий в условиях массового применения при существующем многообразии пространственных форм фигур населения. Однако жесткость и прочность филаментов востребованы в сложных формозадающих каркасных системах в швейные изделия. 3D-каркасы из пластика заменили старомодные материалы – дерево, гипс, металл, китовый ус, а технологии 3D-печати успешно конкурируют с формованием и литьем. Аддитивной печатью создают ювелирные украшения, фактурные подошвы обуви, декоративные аксессуары и головные уборы, сложные пространственные формы деталей поддерживающих корсетов и ребра жесткости в швейные реабилитационные чехлы. В статье рассмотрены и систематизированы основные этапы создания трехмерных объектов для процесса аддитивного проектирования, проанализированы материалы и технологии 3D-печати. Рассмотрен процесс 3D-проектирования и получения гибкой поверхности одежды с элементами 3D-печати каркасных и отделочных элементов. Рассмотрен процесс проектирования дискретных формозадающих каркасов в реабилитационные изделия. Персонификации пространственной формы напечатанных 3D-изделий достигают разъемностью поверхности и введением гибких текстильных элементов.
Ключевые слова и словосочетания: аддитивные технологии, филаменты для 3D-печати, 3D-моделирование, формозадающие каркасы, параметрическое проектирование.