Особенности воспитательного процесса в современной образовательной системе вуза

Авторы
  • Борзова Татьяна Александровна

    канд. культурологии, доцент кафедры русского языка, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Владивосток. Россия

Аннотация

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена проблемой воспитания студентов в современной образовательной системе высшей школы и новыми требованиями образовательных стандартов к трудовым функциям педагогов вузов. Современная постановка вопроса воспитания тесно связана с трансформационными процессами в российском обществе в девяностые годы двадцатого века, которые привели к абсолютной смене системы жизненных ориентиров и ценностей у подрастающего поколения. Эгоцентрическое, меркантильное, потребительское отношение к действительности у современной молодежи стало прямой угрозой существованию и развитию нашего общества. Поэтому в настоящее время сосредоточение внимания общества в целом и образовательной политики РФ в частности на процессе воспитания молодежи свидетельствует о том, что решение данной проблемы стало насущной необходимостью современного социума. Процессы образования и воспитания настолько связаны между собой, переплетены в своем симбиозе, что преподаватель на своих занятиях по сути инстинктивно участвует в воспитательном процессе. При этом каждый вуз вырабатывает свою стратегию воспитательной работы со студентами. В исследовании приведены результаты опроса 670 студентов 1–3-го курсов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) в осеннем семестре 2021/22 учебного года. Цель исследования – проанализировать результаты опроса студентов ВГУЭС о жизненных ориентирах современного студенчества. Результаты исследования выявили ценностные ориентиры студентов ВГУЭС, которые заставляют заявить о проблеме в воспитании современной молодежи: нежелание участвовать в общественной жизни, проблемы с адекватным восприятием понятия «патриотизм», пристрастие к компьютерным играм и гаджетам, коммуникация в социальных сетях, а не «вживую» и др. Разные точки зрения на понимание целей, задач и методов осуществления воспитательной работы вузами делают такую работу неэффективной и чаще всего формальной. Необходимо создать, внедрить и положить в основу воспитательной деятельности вуза единые научные и методологические подходы. На сегодняшний день воспитание молодежи в высшей школе является основополагающим условием в подготовке выпускника вуза нового типа, который будет конкурентоспособной цельной профессиональной личностью, обладающей обширным потенциалом личностных и профессиональных компетенций. Ключевые слова: воспитание, воспитательная работа, воспитательный процесс, студенчество, молодежь, образование, высшее образование, ценностные ориентиры, жизненные ценности, развитие личности.

Документы для скачивания