Тренинг как технология активного обучения эффективной коммуникации студентов вуза

Авторы
  • Борзова Татьяна Александровна

    канд. культурологии, доцент кафедры русского языка, Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия

Аннотация

Аннотация. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена проблемой поиска но-
вейших технологий, методов и инструментов, способных повысить уровень качества совре-
менного образования высшей школы. Вызовы современного социума предполагают у будущих
выпускников вузов сформированность навыков системного мышления, правовой, коммуника-
тивной и информационной культуры, лидерских качеств, личной эффективности, предприни-
мательской и творческой активности, анализа личного и коллективного опыта, навыков пла-
нирования собственной деятельности и умений предвидеть ее результаты. Сегодняшний
процесс обучения в вузе требует поиска, разработки и внедрения новых методов и техноло-
гий, направленных на повышение качества подготовки будущих выпускников, способных в пер-
спективе эффективно реализоваться на современном рынке труда. Современные методы обуче-
ния коммуникации в системе высшей школы предполагают обучение в рамках компетентностного
подхода. Формирование коммуникативной компетенции становится одной из приоритетных за-
дач при освоении программ и направлений нынешнего высшего образования, причем от первого
курса к выпускному курсу владение навыками языковой грамотности проявляется не только в
учебной и научной сферах, но и в профессиональной. Вследствие этого тренинг как один из актив-
ных методов обучения современного образования в системе подготовки будущих выпускников вуза
в состоянии обеспечить максимальную результативность при формировании навыков и умений
эффективной коммуникации. В процессе работы был проведен педагогический эксперимент, в ре-
зультате которого представлен комплекс упражнений и заданий, направленных на формирование
и развитие коммуникативной компетенции. Участниками эксперимента стали 218 студентов
1-го курса Владивостокского государственного университета. Результативность проведенного
эксперимента подтверждена показателями промежуточного контроля в форме зачета. Средний
балл в контрольной группе составил 3,88 балла, в экспериментальной – 4,79. Разработанный в
процессе исследования сценарий тренинга и комплекс упражнений и заданий по формированию на-
выков эффективной коммуникации можно использовать в практике преподавания всех учебных
дисциплин гуманитарного направления.
Ключевые слова: тренинг, методы активного обучения, высшее образование, эффективная
коммуникация, коммуникативная компетенция, общение, компетентностный подход.

Документы для скачивания