Роль учебной практики в формировании навыков социального взаимодействия в процессе адаптации иностранных студентов- первокурсников
- Борзова Татьяна Александровна
канд. культурологии, доцент каф. русского языка, Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия
- Воронина Олеся Анатольевна
ст. преподаватель каф. русского языка, Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия
Исследована роль учебной практики в формировании навыков социального взаимодействия у иностранных студентов-первокурсников в процессе их адаптации к новому социокультурному контексту. В условиях глобализации и увеличения потоков студентов на международном уровне проблема эффективной интеграции иностранцев в образовательную среду становится особенно актуальной. Анализируются основные факторы, способствующие успешной адаптации иностранных студентов, а также выявляются эффективные методы и стратегии, позволяющие развить социальные навыки, необходимые для полноценного участия в жизни университета и общества. Исследованы различные подходы к организации практик социального взаимодействия, включая групповые проекты, ролевые игры и волонтерские инициативы, а также их влияние на формирование межличностных отношений и культурной адаптации. Результаты исследования подтверждают, что активные формы совместной
деятельности способствуют снижению уровня стресса и тревожности у иностранных студентов, повышают их уровень вовлеченности и содействуют установлению доверительных отношений в новой социальной среде. Представленное исследование выходит за рамки традиционного подхода к изучению адаптации иностранных студентов, который часто ограничивается анализом языковых барьеров или академических трудностей. Его научная новизна заключается в целостном и системном рассмотрении практики по формированию навыков социального взаимодействия как ключевого механизма не только социальной, но и глубокой
культурно-духовной интеграции. Практическая новизна исследования состоит в том, что оно представляет конкретную, воспроизводимую модель эффективной адаптации. Авторы не просто констатируют важность социальной активности, а выявляют наиболее действенные методы – групповые проекты, ролевые игры, волонтерские инициативы – и демонстрируют их прямое влияние на повышение вовлеченности и развитие эмпатии. Полученные данные позволяют выстроить практико-ориентированную программу для преподавателей и кураторов, направленную на создание поддерживающей образовательной среды.
Ключевые слова: высшее образование, иностранные студенты, социокультурное взаимодействие, социализация студентов, образовательная среда, социальная и культурная адаптация, общение, социальные практики