Образное и знаково-символическое мышление в обучении математике: диагностика предпочтений и педагогические импликации
- Чернявская Валентина Станиславовна
д-р пед. наук, профессор каф. общей и юридической психологии, Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия
- Екинцев Владислав Иванович
канд. психол. наук, доцент каф. общей и юридической психологии, Владивостокский государственный университет. Владивосток. Россия
Рассмотрен комплексный анализ связей между индивидуальными когнитивными предпочтениями студентов в представлении условий математических задач и их академической успеваемостью. Актуальность работы обусловлена противоречием между традиционной, ориентированной на знаково-символические репрезентации, системой математического образования и современными научными данными, подчеркивающими критическую роль мультимодального подхода и когнитивной гибкости в процессе обучения. В фокусе исследования находится проблема эффективного изучения математики, которая предъявляет уникальные требования к мышлению, предполагая синтез визуально-образной интуиции и строгого формально-логического аппарата. Теоретической основой работы выступили теория семиотических репрезентативных регистров Р. Дюваля, концепция когнитивных стилей М.А. Холодной, а также модель двойного кодирования А. Пайвио. Эмпирическая часть исследования включала проведение опроса среди студентов университета, направленного на выявление доминирующих предпочтений в восприятии учебной информации: образного, знаково-символического или смешанного типа. Полученные данные были подвергнуты статистическому анализу с применением критерия Манна – Уитни для сравнения успеваемости по алгебре и геометрии между выделенными группами. Результаты продемонстрировали, что группа студентов, сознательно
предпочитающая смешанный формат представления информации, демонстрирует статистически значимо более высокую успеваемость по геометрии по сравнению с группой, строго ориентированной на знаково-символические репрезентации. При этом аналогичных различий в успеваемости по алгебре между группами выявлено не было. Это позволяет утверждать, что когнитивная
гибкость, выражающаяся в способности свободно переключаться между различными семиотическими регистрами, является ключевым компетентностным предиктором успеха в освоении геометрического материала. На основе результатов сформулированы практические рекомендации для педагогической практики, нацеленные на переход от учета статичных когнитивных предпочтений к активному развитию репрезентативной гибкости у всех категорий обучающихся через
внедрение мультимодальных и динамических образовательных технологий.
Ключевые слова: когнитивные стили, образное мышление, знаково-символическое мышление, представление математических задач, успеваемость, мультимодальное обучение, геометрия, алгебра.